Это еще одно интервью, которое было опубликовано в «Ивановской газете». Здесь оно воспроизводится в немного иной редакции.
Группа «Сейф» отличается своим, особым почерком и давно полюбилась ивановскому слушателю. Не только ивановскому, впрочем, группа существует 23 года и сейчас работают над песнями уже 30-го альбома – это не считая музыкального продюсирования чужих пластинок, а таких наберется с десяток. При этом основали группу художники, но и этого мало – как оказалось, они снимают кино. Причем среди их работ есть фильмы по мотивам Хармса и Достоевского. Зачем им это все это, как они дошли до жизни такой – об этом мы беседуем с Николаем Ковалевым, руководителем группы «Сейф» и одноименного творческого объединения.
Набрались наглости попробовать
Насколько я понимаю, группа основана художниками. Как вы решили начать играть музыку, а потом и снимать фильмы?
Группа «Сейф» действительно образовалась в стенах Палехского художественного училища, но не все там учились. Например, один из «отцов основателей» – Сергей Караваев, учился в Медицинской академии, а ныне работает врачом-реаниматологом в Ивановской 4-ой городской больнице. Собственно, мы с Сергеем единственные кто остался от первоначального состава. Сейчас с нами в группе играют не менее замечательные люди – один из них работает журналистом, остальные профессиональные музыканты.
В детстве мы любили играть в The Beatles – собирались, слушали пластинки, пытались петь, осваивать музыкальные инструменты, и даже чего-то сочинять. Эта игра, по-видимому, затянулась на всю жизнь.
Мы снимали несколько видео клипов группы «Сейф», один из которых участвовал в фестивале любительских клипов на канале РТР в программе «А» в 1993 году. Потом сняли документальный фильм «Сейф. Антология 1987-1997» к юбилею, а затем набрались наглости, и попробовали игровое кино. Понравилось. Сняли ещё…
Есть ли у кого-то из вас режиссерское, актерское образование – и если нет, то помогали ли вам профессионалы? Как вы учились снимать?
Ни актёрского, ни режиссерского образования, ни у кого нет. Ни кто из профессионалов нам не помогал. Фильмы снимали и в них снимались «прекрасные дилетанты», как пел БГ. Друзья, знакомые, иногда целыми семьями, так что наши фильмы можно в этом смысле назвать «семейными». Поначалу это было всего лишь весёлое времяпрепровождение, и мы совсем не думали о публичных показах. Но первый же фильм «Упадание» имел неожиданный резонанс, его начали спрашивать, переписывать друг у друга, он зажил своей неподвластной нам жизнью. Это подвигло к дальнейшим кино-опытам. Учились мы исключительно на своих ошибках, что, как известно, является лучшей школой. Естественно помогало художественное образование ну и… должно быть природный талант. А уж, насколько, он нам помог судить зрителю.
Это не совсем экранизации
Достоевский – не самый простой материал для экранизации – почему вы выбрали именно его?
Дело в том, что первый фильм «Упадание» был снят по повести Даниила Хармса «Старуха», а как известно «Старуха» это своего рода перевёртыш «Преступления и наказания». Вот и решили – почему бы не замахнуться и на само «Преступление и наказание».
Насколько твердо в старались следовать текстам литературных первоисточников (в частности Достоевского) — вносили ли вы изменения и, если да, то какие и почему?
Наши фильмы это не экранизации.
Первый фильм мы снимался по повести Д. Хармса «Старуха», и изрядно приправили сценарий вкраплениями из других хармсовских произведений. Даже название «Упадание» взято из одноимённого рассказа, в котором Ида Марковна видела, как с крыши соседнего дома падали двое, а двумя этажами ниже вторая Ида Марковна тоже это видела… В нашем фильме у героя тоже раздвоение, и если у Хармса он лишь спорит со своими мыслями, то у нас, мысли героя – отдельный персонаж.
Второй фильм снят по собственному оригинальному сценарию, который и был первоисточником.
Что же касается «Преступления и наказания», то основная фабула сохранена, но сюжет перенесён в наше время в небольшой городок, подобный Палеху, ну и, пожалуй, главное нововведение – сценарий написан в стихах. Зрителей ожидает ещё несколько сюрпризов, но о них не стоит рассказывать заранее, иначе они перестанут быть сюрпризами.
Насколько жестко вы прописывали сценарий, вносили ли в него изменения по ходу съемок — и чем они были вызваны? Насколько в ваших фильмах допустима импровизация?
Да, небольшие изменения по ходу съёмок и монтажа вносятся, но это лишь один из способов попасть из точки A в точку B. Допустим, поначалу казалось, что лучше это сделать через точку C, но в процессе постановки или монтажа сцены, оказалось, что через точку D гораздо интереснее, но в результате история всё равно оказывается в точке B, как задумывалось в сценарии.
Какую режиссерскую манеру вы используете — режиссер — царь и бог? Орет на актеров? Или напротив: мягко всех уговаривает и убеждает?
Съёмки наши фильмов – это компания друзей, родственников, знакомых. Собрались и весело, творчески провели время. Если у кого-то возникают вопросы, или сомнения, или предложения по-другому решить ту или иную сцену, то это всегда обсуждается. Но окончательное решение за режиссером, так как только он видит картину в целом.
Что было главными трудностями в киносъемках, как вы их решали?
Главной трудностью было найти время на съёмки. У кого-то работа, у кого-то семья. Собрать актёров, особенно если в сцене участвует большое количество персонажей, было не просто. Но у меня есть многолетний опыт организации репетиций группы «Сейф», он помогал.
Прием у публики
Что бы вы посоветовали начинающим фильмейкерам?
Не думаю, что я тот человек, который может кому-то что-то советовать. В отношении любого творчества есть хорошая формула: Можешь этим не заниматься – не занимайся, не можешь не заниматься – занимайся.
Как вы их снимали, кстати, киносъемка, видео? Как распространяли – и где обычный читатель может их купить или посмотреть?
Это видео-фильмы.
Мы делали несколько партий видеокассет, они разошлись по миру. Сейчас первый фильм отреставрирован и переиздан на DVD, второй ждёт реставрации, а над третьим ещё работаем. То, что уже готово можно заказать на нашем сайте или приобрести на концерте.
Демонстрировали ли ваши фильмы? Какова была реакция зрителей?
Да, мы делали презентации с публичными показами, сопровождавшиеся концертами.
В прошлом году фильм «Упадание» был отреставрирован и ре-презентован на II международном фестивале искусств «В поисках утерянного Рая. Яблочный Спас». Сейчас «Сейф» ездит с кино-музыкальными вечерами: первое отделение – фильм, второе – концерт. Мы были уже в нескольких городах. Зрители реагируют замечательно. Смеются, переживают – это удивительно. Значит, наши скромные кино-опыты не так уж безнадёжны. С таким вечером мы приедем в Иваново 23 апреля в ОЦКиТ (бывший ДК Железнодорожников). Начало концерта 18:00. Приходите, будем вам рады! Так же мы подготовили премьеры новых песен!