Дмитрий Васильев (Monochrome vision): Эксклюзивное интервью

Posted: Декабрь 10, 2009 in Музыка, эксклюзивное интервью, Uncategorized
Метки:, , ,

Дмитрий Васильев — создатель Monochrome Vision, одного из самых интересных росийских лейблов, занимающихся экспериментальной музыкой, устроитель концертов и автор весьма интересных подкастов. Предлагаю вашему вниманию его эксклюзивное интервью.

Дмитрий Васильев


Как вы сами заинтересовались индустриальной музыкой? Помните ли первый альбом (группу) этого жанра, который вы услышали? Можете ли рассказать свои впечатления?

Дело в том, что мои музыкальные вкусы очень широки, и одной
индустриальной музыкой совершенно не ограничиваются. Я бы вообще не выделял индустриальную музыку в какую-то особую область. Скорее, имеет смысл говорить о независимой («инди») музыке, то есть музыке, которая выпускается музыкантами самостоятельно, либо с помощью независимых лэйблов. Имеется в виду независимость от капитала больших корпораций, от музыкального бизнеса, шоу-бизнеса и т. д. Первый альбом из индустриального жанра, который я услышал, я вряд ли вспомню. Возможно, это был альбом Non «Easy Listening for the Iron Youth», или же Throbbing Gristle «2nd Annual Report», или «How To Destroy Angels» Coil. В любом случае, к тому моменту я уже прослушал немалое количество альбомов независимой музыкальной сцены — Skinny Puppy, Dead Can Dance, Laibach, Clock DVA и т. п., поэтому разного рода впечатлениями был просто переполнен, но пересказывать их не вижу смысла, так как всё это слишком личное и может просто быть неправильно понято теми, кто не знаком со мной.

Как изменились ваши вкусы с течением времени? Что вы предпочитаетет слушать теперь?

Даже не знаю, что сказать. Я не думаю, что мои вкусы сильно
изменились с течением времени. Мне всегда было интересно всё
необычное, провокационное, сложное для однозначного восприятие. И сейчас тоже. Я предпочитаю слушать то, чего не слышал ранее — музыку, способную меня удивить и впечатлить. У меня есть несколько любимых музыкантов, к творчеству которых я возвращаюсь время от времени. И пожалуй, даже не несколько, а довольно много. Вот несколько имён: Arcane Device, Esplendor Geometrico, Werkbund, Whitehouse, Cranioclast, Brume, Bernard Parmegiani, Coil, Sigillum S, White Stains, Merzbow, Zoviet France, The Hafler Trio…

Как возникла идея из разряда слушателей перейти в разряд журналистов и выпускать радиопередачи? Были ли попытки сделать их для обычного (не-интернет) радио?

Эти подкасты, с одной стороны, являются данью уважения тем настоящим передачам, которыми был богат (без преувеличения) радиоэфир в период с 1991 по 1996 год — в то время, которое сейчас принято называть «лихими 90-ми», было гораздо больше возможностей благодаря относительно высокой степени демократичности общества и плюрализму мнений в СМИ. Разумеется, при нынешнем политическом курсе это невозможно. Однако есть интернет, где свобода слова ещё не утратила своих позиций. А с другой стороны, в современной обстановке подкасты — лучший способ информирования заинтересованной аудитории. Ведь это нечто вроде аудиокниги, рассказ под музыку — в таком виде информация воспринимается эффективно даже теми молодыми людьми, которые не читают ничего кроме смс-сообщений. Все подкасты доступны для прослушивания в любое время, через разные каналы в сети. Тем людям, у которых мало свободного времени, не нужно откладывать срочные дела, не нужно постоянно помнить о начале трансляции и т. д. Проект мой в своём роде уникальный — даже за рубежом передач, посвящённых электронному андеграунду, практически нет. В лучшем случае это могут быть диджей-сеты, когда треки идут друг за другом нон-стоп, либо прерываются короткими и малоинформативными репликами ведущего. Я же стараюсь дать наиболее полную картину, посвящая каждый подкаст отдельно взятому артисту, музыканту или лэйблу. Чтобы, внимательно прослушав его, человек мог с уверенностью сказать: да, теперь я знаю, что это за музыкант.

Как отбирается материал для передач и есть ли зазор между вашими вкусами как слушателя и музыкой, которую вы ставите в передачах?

Материал отбирается на основе моего многолетнего слушательского опыта. В процессе работы я обычно следую интуиции — в частности, у меня нет чёткого плана, о ком и когда я буду делать очередную передачу. Иногда решение приходит буквально перед работой, иногда вечером накануне. Ведь несмотря на то, что проект этот некоммерческий, то есть занимаюсь я им исключительно на энтузиазме, он отнимает довольно много времени. Как минимум один день в неделю, а то и больше. У меня очень разносторонние музыкальные вкусы — если вы слышали подкасты, то могли в этом убедиться. Конечно, для того, чтобы прозвучать в подкасте, музыка должна мне нравиться. Это необходимое условие, но не достаточное. Я стараюсь делать подкасты о тех артистах, о которых мне есть что рассказать, и искусство которых укладывается в моём сознании в более-менее целостную картину. Цель подкастов в первую очередь — образовательная, моя личность не играет здесь никакой существенной роли.

Как возникло решение создать лейбл, какие трудности возникли?

Это довольно забавная история. К тому моменту я выпустил несколько номеров журнала «Независимая электронная музыка», и последний включал в себя CD-сборник. На этом сборнике среди прочих присутствовал трек «Musique Immobile 5» французского музыканта Лорана Перниса. Через некоторое время он вышел на связь со мной, спрашивая, не могу ли я помочь ему найти лэйбл для издания всей серии этих пьес, которых накопилось на целый альбом. Я всегда был большим поклонником творчества Лорана Перниса, поэтому не задумываясь согласился. То есть у меня не было никаких идей поиска лэйбла, мне просто хотелось заполучить и послушать новый материал. Материал мне Лоран выслал, я его послушал и несколько разочаровался. Не то что бы он мне не понравился, но как-то не произвёл яркого впечатления — видимо, я ожидал чего-то другого. Так что я забросил диск куда-то и забыл про него. Но Лоран как раз не забыл и спустя год напомнил мне. Тут я с ужасом понял, что пообещал лишнее. Но отступать было некуда, поскольку я понимал, что в России это никто никогда не издаст, оставалось только издать самому. Так в 2004 году появился мой лэйбл. Трудности у любого лэйбла основные две: дистрибьюция и промоушн. Они тесно связаны между собой — для того, чтобы найти дистрибьюторов, лэйбл должен быть известен. Известность приходит благодаря известным артистам или промоушну неизвестных. Я в политике лэйбла стараюсь делать упор на малоизвестных артистов, отдавая предпочтение тем, кто не издавался ранее на CD вообще, либо издавался мало. Поэтому мне приходится весьма активно заниматься промоушном, рассылать множество промо-копий по различным журналам, радиостанциям и т. д. С дистрибьюцией вопрос решается в нашей стране просто — поскольку в России дистрибьюторов профильной музыки очень мало, я основал собственную дистрибьюцию, которая предлагает широкий ассортимент продукции российских и зарубежных лэйблов схожей направленности. Дистрибьюция работает в интернете, также важное значение имеют концерты, которые я организую сам, и прочие концерты, которые проводятся у нас моими знакомыми организаторами.

И опять-таки, выпускаете ли вы на лейбле музыку, которая лично вам не слишком интересна?

Нет, я не вижу в этом смысла. Ведь всё, чем я занимаюсь, в основном держится на моём собственном энтузиазме, бизнесом это назвать трудно. Все заработанные деньги вкладываются опять-таки в развитие лэйбла и сцены независимой музыки. Другое дело, что я всегда предпочитаю музыку сложную, которая даже мне самому порой непонятна, непостижима, по крайней мере на первый взгляд. Я никогда не думаю о том, насколько велик коммерческий потенциал издаваемого альбом, сколько копий я смогу продать и т. д. Это меня совершенно не интересует. Главное — оригинальность, творческий импульс, способность провоцировать противоречивые и неоднозначные ощущения и впечатления — то есть то, чего лично мне не хватает в обыденной жизни. Кроме того, как и во всех прочих аспектах моей деятельности, большое значение имеет образовательный момент. Именно поэтому в каждом альбоме, выпущенном лэйблом, вы найдёте биографию музыканта, описание концепции его работы — пусть хоть и в сжатой, но вполне информативной форме.

По опыту проведения концертов: о режиссерах фильмов ужасов идет слава как о людях общительных и веселых. Индустриальная музыка, как правило, довольно мрачна — а каковы люди, которые ее делают в личном общении?

Люди совершенно разные. Конечно, попадаются и довольно весёлые и открытые, но есть и весьма загадочные и неординарные личности. Для меня в своё время стало любопытным открытием то, насколько разными могут быть музыканты по профессии — ведь не секрет, что выжить за счёт музыки ни у нас, ни за границей практически невозможно. Конечно, музыканты могут работать где-то в смежных областях — делать аранжировки, писать музыку для кино, театра, телерекламы, наконец. Однако большинство из них имеет всё-таки основную профессию, не связанную с музыкой. Попадаются довольно странные профессии — от почтальона (Migurl Ruiz) до верховного судьи (Ralf Wehowsky).

Что вы можете рассказать о современной российской индастриэл- сцене? Если можете, назовите несколько имен, расскажите о них немного. И, как по вашему, насколько российские индустральщики востребованы и конкуретноспособны на Западе?

О российской сцене я знаю не так уж и много. Хотя одной из целей моего лэйбла является раскрытие российских талантливых музыкантов для мировой музыкальной общественности — а с другой стороны, ознакомление российских слушателей с лучшими, на мой взгляд, образцами музыки зарубежной. Именно поэтому я пишу тексты внутри обложек на английском и русском языках, чтобы всем было всё понятно. Я предпочитаю избегать эпитета «индустриальная», так как слово это за прошедшие десятилетия не раз меняло смысл, и теперь уже совершенно непонятно, что им можно называть. Из наиболее известных проектов стоит назвать
Bardoseneticcube, Cisfinitum, Lunar Abyss Deus Organum, проекты Алексея Борисова, Reutoff, Sal Solaris… Но есть и множество имён, появившиеся за последние несколько лет — например, Kolpakopf, Instant Movie Combinations, Шумы России, Five Elements Music.
На Западе, да и вообще во всём мире нет такого разделения, как в России: «у нас и у них». Там людей больше волнует сама музыка, чем страна происхождения людей, её творящих. Поэтому если у музыки есть потенциал, то она интересна и востребована. Я думаю, что это правильный и вполне конструктивный подход.

Как вы «утрясаете» вопрос использования композиций групп в ваших подкастах? Как вообще смотрите на проблему аудиопиратства?

Проблемы как таковой я не вижу. Ведь абсолютное большинство альбомов, выпускаемое как у нас, так и за границей, имеет очень небольшой тираж, от 500 до 1000 копий. Поэтому тираж полностью распродаётся за несколько лет. Далее он может быть переиздан в случае повышенного спроса, но это происходит нечасто. Таким образом, ни музыканты, ни лэйблы ничего не теряют от того, что их музыка размещается где-то в сети для свободного скачивания в виде файла. Конечно, если кто-то продаёт эти файлы за деньги, не имея никакого отношения к правообладателям — это плохо, но лично я не стал бы преследовать этих людей, пусть их непорядочность остаётся у них на совести. Реальные же убытки из-за аудиопиратства терпят в основном крупные компании, которые адресуют свою продукцию массовой аудитории. Именно по их инициативе и происходит борьба с пиратами, которая, впрочем, не слишком-то эффективна, особенно в России. Ну а что касается моих подкастов, то тут всё очевидно: это одна из форм промоушна, расширения аудитории. Так что музыканты (с большинством из которых я знаком лично и в постоянном контакте) только рады тому, что я занимаюсь продвижением их музыки в той или иной форме. И часто сами присылают мне свои новые альбомы целенаправленно, для возможного использования в подкастах.

Реклама
- комментарии
  1. 9_volk:

    вчера на концерте в вермеле имел честь познакомиться с этим замечательным, уникальным человеком. дмитрий, не останавливайтесь и продолжайте свое дело.

    • vxga:

      Действительно, то что он делает уникально. Пичем, думаю, не только для России. Я сразу и не придумаю, с кем его сопоставить на Западе.

  2. Спасибо. Недавно набрёл на подкаст IEM, Теперь это моя любимая музыкальная передача.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s